Каталог ООПТ

Найдено 1000 ООПТ

Детские летние лагеря

Детский лагерь - вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью. Для детей любого возраста путевка в детский лагерь (летом он же — летний лагерь) - это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее. Традиционно во всем мире детские лагеря организовывались на природе, в лесистой местности. Отдыхающие в них ребята совершали пешие походы, сплавы по рекам на байдарках или плотах, а вечерами собирались вокруг костра. Детские лагеря рассчитаны на разный возраст: от дошкольников до 18-19-летних девушек и юношей. Основная цель большинства лагерей - образовательное или культурное развитие. В условиях полной безопасности и благоприятной окружающей среды ребята могут почувствовать себя взрослее и самостоятельней, чем домаИдея использования детских лагерей для оздоровления и отдыха детей школьного возраста в России принадлежит З. П. Соловьёву, Председателю Российского Общества Красного Креста. Первый подобный лагерь нового типа был открыт в 1925 году. Им стал лагерь-санаторий в «Артеке» (будущий ВПЛ «Артек»). В 1927 году там же, в «Артеке» впервые в российской истории была введена штатная должность вожатого. Также с этого момента непосредственно в лагере началось комплектование отрядов.Первые лагери называли пионерскими отрядами, которые существовали при крупных предприятиях или по месту жительства. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный лишь на один летний сезон, со своими постоянными вожатыми и уже сложившимся составом. Часто пионеры занимались просветительской деятельностью среди детей сельчан или оказывали различную помощь жителям села. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей. Пример такого лагеря показан в книге и фильме «Бронзовая птица».

Не просто воспитание, а воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря  наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

В основе  концепции организации детского лагеря, как экологического лагеря, лежат четыре базовые составляющие:

  • обязательная программа изучения базовых биологических дисциплин;
  • максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных мастер-классов;
  • создание дружеской, доверительной, психологически комфортной обстановки в лагере;
  • создание атмосферы чего-то необыкновенного, особого приключения, праздника, воспоминание о котором сохранится на долгие годы.

Пример программы отдыха в экологическом лагере:

  • изучение флоры и фауны ООПТ, краеведение;
  • самостоятельные исследовательские работы участников экологического лагеря под руководством научных сотрудников заповедника и преподавателей ВУЗов, кольцевание птиц;
  • социологические исследования проблем заповедных территорий;
  • мастерские по прикладному искусству;
  • экскурсии по экологическим тропам ООПТ;
  • мастер-класс по выживанию в природе;
  • спортивные игры;
  • творческие вечера, сценические постановки, праздники, вечерние костры с песнями
  • волонтерские работы на территории ООПТ;
  • экскурсионная программа.

Экологический лагерь - это не просто изучение экологии и не просто отдых на природе. Вместе - это нечто гораздо большее. Уже само пребывание на территории заповедников и национальных парков учит, воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. Городские дети сразу попадают в иную реальность - в мир, где природа - полноправная хозяйка, где не работают мобильные телефоны, нет городской суеты и шума, нет магазинов, но зато есть плеск реки, шум ветра, роса на траве, лесные шорохи. И у них есть редкая возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять свою причастность и личную ответственность за его сохранение. И, быть может, воспоминание об удивительном времени, проведенном в летнем экологическом лагере, заставит лишний раз задуматься об уязвимости природы и необходимости сохранить это чудо для будущих поколений…