Каталог ООПТ

Найдено 1000 ООПТ

Тушение лесных пожаров

Особо охраняемые природные территории создаются в целях сохранения биологического разнообразия, поддержания в естественном состоянии природных комплексов и объектов.

Пожары в природных комплексах также являются естественными факторами природной среды. Полное исключение огня как природного фактора невозможно. Но и допустить разрастание очагов лесных пожаров в крупные и катастрофические совершенно не допустимо. К катастрофическим лесным пожарам в охраняемых территориях следует отнести не только пожары на больших площадях (более 100 га), но и пожары в уникальных природных системах. Следствием катастрофических лесных пожаров являются полное прогорание почвенного слоя, потеря в результате пожара редких и эндемичных природных систем и видов.

В противопожарной профилактике особо охраняемой природной территории исключительно важна система организационных мероприятий, которая включает в себя следующие компоненты:

- разработка и реализация плана противопожарных мероприятий па год и на пять лет, приобретение техники, средств пожаротушения, инвентаря, снаряжения;

- составление ежегодного плана подготовки к пожароопасному периоду, оперативного плана борьбы с лесными пожарами силами и средствами заповедника;

- участие в совещаниях, организуемых органами власти, для обсуждения совместных мероприятий по пожарной профилактике, подготовке к пожароопасному периоду предприятий и организаций, на которые возложена охрана лесов от пожаров;

- подготовка и подписание договоров с предприятиями, организациями о совместных действиях по профилактике и тушению лесных пожаров в охранных зонах заповедника и на сопредельных территориях. Подготовка документов и объявление конкурса на тушение лесных пожаров в авиационной зоне охраны заповедника. Оперативный план борьбы с лесными пожарами с привлечением дополнительных сил и средств пожаротушения;

- обучение и практическая подготовка государственных инспекторов работников других отделов заповедника организации и приёмам тушения лесных и растительных пожаров;

- обучение персонала лаборатории мониторинга заповедника работе с блоком пожарной геоинформационной системы заповедника, с методами приема обработки метеоданных, снимков с космических аппаратов; анализ совокупной информации для построения прогнозной оценки пожарной опасности участков территории заповедника, его охранных зон и прилежащих территорий;

проверка перед началом пожароопасного периода состояния элементов противопожарного устройства территории: дорог, троп, противопожарных разрывов, минерализованных полос в охранных зонах заповедника;

- выявление нарушений правил пожарной безопасности в охранных зонах заповедника;

- подготовка и направление предписаний организациям, предприятиям, частным лицам, ответственным за противопожарную безопасность лесных, земельных участков, строений и не выполняющих требований пожарной безопасности;

- организация и осуществление противопожарного устройства территорий охранных зон ООПТ и сопредельных участков (откуда существует угроза проникновения в территорию заповедника лесных и растительных пожаров) совместно с лесничеством субъекта Федерации, сельхоз-, лесопользователями, владельцами дорог и объектов;

- контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах и обнаружение лесных пожаров

Эффективность тушения лесных пожаров определяется своевременностью их обнаружения и возможностью ликвидации возгораний в начальной стадии развития.

В весенний пожароопасный период основной фактор возникновения всех лесных и растительных пожаров - это «человеческий фактор». В средствах массовой информации часто пишут и сообщают, что пожары возникли из-за ветреной и сухой погоды. Это все равно, что сказать: человек умер от того, что у него была высокая температура. Весенние - пожары это умышленные поджоги и реже неосторожное обращение людей с огнем. Летом лесные пожары возникают чаще всего от грозовых разрядов. Осенью причина возникновения лесных пожаров - умышленные поджоги, неосторожное обращение людей огнём и реже - грозовые разряды. Исходя из этого и следует планировать организацию контроля за соблюдением людьми правил пожарной безопасности в лесах и на участках, прилежащих к лесам.

Обнаружение лесных и растительных пожаров осуществляется во время наземного и авиационного патрулирования охраняемой территории; путем сбора и анализа информации из различных источников, с наблюдательных пунктов (в том числе оснащенных системами видеонаблюдения и радарными установками), устроенных на охраняемой территории. В последние годы стремительно совершенствуются приемы и методы дистанционного зондирования земли с искусственных спутников Земли. В том числе с каждым годом повышается точность выявления очагов лесных и растительных пожаров и определения их координат. «Космическая» информация становится и всё более доступной для пользователя. В ближайшие десятилетия эта информация будет основной в системе мероприятий по обнаружению лесных и растительных пожаров и слежению за их развитием. Тем не менее обнаружение возгорания, то есть выявление начальной стадии развития очага лесного и растительного пожара из космоса, пока маловероятно.

В наземной зоне охраны, где преимущественно и возникают лесные и растительные пожары, основным методом контроля соблюдения населением, предприятиями правил пожарной безопасности, своевременного обнаружения возникших очагов лесных пожаров, обеспечения оперативной ликвидации лесных пожаров в их начальной стадии развития по-прежнему остается патрулирование охраняемой территории пешком, на автомобилях, катерах. При этом в автомобилях, катерах должна находиться обученная правилам тушения лесных и растительных пожаров команда инспекторов в составе 3-5 человек со штатным противопожарным оборудованием и снаряжением. Интенсивность патрулирования территории заповедника и его отдельных участков определяется и осуществляется с учётом имеющихся сведений о возгораниях, лесных пожарах на сопредельной территории, с учётом пожарной опасности по условиям погоды и уровня природной пожарной опасности в лесах заповедника, а также с учетом:

- дорог, в том числе и временных, устроенных в лесах;

- наличия и распределения в лесных массивах пользователей лесом, сборов не древесных ресурсов леса;

- организованных и неорганизованных зон и мест отдыха граждан;

- примыкания к лесным массивам сельскохозяйственных земель.

В авиационной зоне охраны, где лесные пожары возникают преимущественно от грозовых разрядов, основными методами контроля и обнаружения очагов лесных пожаров является использование летательных аппаратов и обработка информации с ИСЗ.

Пока информация с ИСЗ позволяет выявлять уже действующие очаги лесных пожаров, тем не менее эта информация очень важна и в перспективе, по мере совершенствования аппаратуры ИСЗ, оптимизации периодичности наблюдений районов с высокой пожарной опасностью. Информация из космоса станет основной и в обнаружении возгораний, и в обнаружении скрытых очагов горения (например, в россыпях на вершинах гор), которые могут развиться в очаги крупных лесных пожаров.

Своевременность обнаружения возгораний в лесных массивах, своевременность принятия мер по локализации и тушению очага лесного пожара существенно снижают как затраты по ликвидации очага лесного пожара, так и экосистемные потери.

Главным направлением деятельности ООПТ в предотвращении лесных пожаров, своевременной локализации очагов лесных пожаров на малых площадях является обеспечение контроля всей охраняемой территории при наземном патрулировании, с использованием летательных аппаратов и космического мониторинга. Именно в эту деятельность и в первую очередь должны направляться бюджетные средства, выделяемые ООПТ на охрану лесов от пожаров.

Учитывая уникальность взятых под действенную охрану экосистем, наличие большого числа редких и стенотопных видов растений и животных в территориях ООПТ необходимо тушить все пожары. В каждом ООПТ имеется достаточно хорошо отработанная система борьбы с лесными пожарами.

Методы и тактика тушения лесных пожаров в ООПТ в основном стандартные, общепринятые, но в то же время есть особенности, выработанные на основе практического опыта.

Перед началом пожароопасного периода наличный состав государственных инспекторов распределяется по пожарным группам (в расчете 4-5 человек в группе), проверяется и за каждой группой закрепляется оборудование (включая спутниковые телефоны и радиостанции), снаряжение. Составляется Рабочий план по охране территории ООПТ. При этом администрация ООПТ должна учитывать и то, что в пожароопасный сезон нагрузка на каждого инспектора значительна и существенно увеличивается: наряду выполнением ежедневной (часто круглосуточной) работы по выявлению и пресечению нарушений установленного режима охраны территории ООПТ, здесь же и в это же время осуществляются противопожарные мероприятия, лесохозяйственные работы, производится тушение выявленных очагов лесных пожаров и т.д.

На территории ООПТ необходимо тушить все возникшие очаги лесных растительных пожаров. Если по условиям местности, погоды, состава древостоев и запасов горючих материалов сделать это не возможно, то следует предпринимать все меры по сдерживанию распространения очага пожара до момента выпадения осадков. В аномально засушливые годы тушение растительных и лесных пожаров существенно осложняется и требует привлечения дополнительных сил и средств. И, как правило, в такие годы возникает  одновременно несколько очагов пожаров, которые могут вырасти в катастрофические. Для сдерживания распространения таких очагов лесных пожаров необходимо снижение температуры горения в очаге, чего можно достигнуть сбросом на очаг большой массы воды. Самолеты-танкеры, вертолеты с водосливными емкостями мало полезны в горных лесах из-за малого количества воды в ёмкостях и высокой точности попадания воды по назначению.

После завершения работ по ликвидации очагов лесных и растительных пожаров особое внимание необходимо уделить реальной и точной оценке затрат на тушение каждого очага лесного пожара, выяснению ущерба, определению точных границ распространения очага пожара, оценке последствий лесного пожара для природных комплексов охраняемой территории. Для решения этой достаточно сложной задачи необходимо создание методических основ этой работы и привлечение группы специалистов (экспертов, в том числе из числа сотрудников заповедников, лесхозов, предприятий - лесопользователей, НИИ, ВУЗов и т. д.), имеющих опыт по этой проблеме.